«ј ќЌ

ѕрописка на даче, расположенной в пределах населенного пункта N 7-ѕ

верси€ дл€ печати

ѕостановление  онституционного —уда –‘ от 14 апрел€ 2008 г. N 7-ѕ "ѕо делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" в св€зи с жалобами р€да граждан"

»менем –оссийской ‘едерации

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации в составе председательствующего - судьи ј.Ћ.  ононова, судей Ќ.—. Ѕондар€, √.ј. √аджиева, Ћ.ќ.  расавчиковой, —.ѕ. ћаврина, ё.ƒ. –удкина, ј.я. —ливы, ¬.√. —трекозова, Ѕ.—. Ёбзеева, ¬.√. ярославцева,
с участием гражданина ё.». Ўулевки, посто€нного представител€ √осударственной ƒумы в  онституционном —уде –оссийской ‘едерации ј.Ќ. ’аритонова, представител€ —овета ‘едерации - доктора юридических наук ≈.¬. ¬иноградовой, полномочного представител€ ѕрезидента –оссийской ‘едерации в  онституционном —уде –оссийской ‘едерации ћ.¬.  ротова,
руководству€сь статьей 125 (часть 4)  онституции –оссийской ‘едерации, пунктом 3 части первой, част€ми третьей и четвертой статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, стать€ми 36, 74, 86, 96, 97 и 99 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан".
ѕоводом к рассмотрению дела €вились жалобы граждан “.». Ѕулах и ¬.ƒ. —укачева, √.‘. Ўулевки и ».¬. Ўулевки, а также ј.ё. Ўулевки, ».Ѕ. Ўулевки и ё.». Ўулевки. ќснованием к рассмотрению дела €вилась обнаруживша€с€ неопределенность в вопросе о том, соответствует ли  онституции –оссийской ‘едерации оспариваемое за€вител€ми законоположение.

ѕоскольку все три жалобы касаютс€ одного и того же предмета,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации, руководству€сь статьей 48 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации", соединил дела по этим жалобам в одном производстве.

«аслушав сообщение судьи-докладчика √.ј. √аджиева, объ€снени€ представителей сторон, заключени€ экспертов - кандидата юридических наук ¬.Ќ. Ћитовкина и доктора юридических наук Ћ.¬. ўенниковой, выступлени€ приглашенных в заседание представителей: от ћинистерства юстиции –оссийской ‘едерации - ¬.¬. Ќаписанова, от ‘едеральной миграционной службы - ¬.ј.  аланды, исследовав представленные документы и иные материалы,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации установил:

1. јбзац второй статьи 1 ‘едерального закона от 15 апрел€ 1998 года N 66-‘« "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" определ€ет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им дл€ выращивани€ плодовых, €годных, овощных, бахчевых или иных сельскохоз€йственных культур и картофел€, а также дл€ отдыха (с правом возведени€ жилого строени€ без права регистрации проживани€ в нем и хоз€йственных строений и сооружений).
«а€вители по насто€щему делу - граждане “.». Ѕулах, ¬.ƒ. —укачев, ј.ё. Ўулевка, √.‘. Ўулевка, ».Ѕ. Ўулевка, ».¬. Ўулевка и ё.». Ўулевка прос€т признать названное законоположение, со ссылкой на которое суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении их требований о признании неправомерным отказа ”правлени€ ‘едеральной миграционной службы по  раснодарскому краю в регистрации по месту жительства в жилых строени€х, возведенных на принадлежащих им садовых земельных участках, не соответствующим стать€м 15 (часть 1), 18, 19, 27, 35 (часть 2), 39 (часть 1), 40 и 41 (часть 1)  онституции –оссийской ‘едерации.

1.1. Ќа основании акта приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого строени€, состо€щего из четырех комнат, жилой площадью 76,6 кв.м и общей площадью 238,9 кв.м, по адресу: город  раснодар, ѕрикубанский внутригородской округ, садоводческое товарищество "¬етеран", улица ќрехова€, дом N 488, и соответствующего постановлени€ главы администрации округа от 4 феврал€ 2005 года гражданином ё.». Ўулевкой было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанное жилое строение, которое расположено на садовом земельном участке и в котором он проживает совместно с членами своей семьи и родител€ми.

√раждане “.». Ѕулах и ¬.ƒ. —укачев с 1998 года посто€нно проживают в расположенном на садовом земельном участке N 134 по улице —адовой в садоводческом товариществе "јвиатор" (поселок јфипский —еверского района  раснодарского кра€) доме площадью 56,8 кв.м, который прин€т в эксплуатацию в 2001 году и принадлежит ¬.ƒ. —укачеву согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности.
”казанные жилые строени€ €вл€ютс€, по утверждению за€вителей, единственно возможным дл€ них местом жительства и, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы; отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включа€ медицинскую помощь по договорам об€зательного медицинского страховани€, и пользоватьс€ предоставленными им льготами.

1.2. »сход€ из того, что в силу статьи 74 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации"  онституционный —уд –оссийской ‘едерации принимает решение по делу, оценива€ как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейс€ правоприменительной практикой, а также исход€ из его места в системе правовых актов, предметом рассмотрени€  онституционного —уда –оссийской ‘едерации по насто€щему делу €вл€етс€ норма абзаца второго статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" в той части, в какой ею ограничиваетс€ право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном дл€ посто€нного проживани€ жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относитс€ к земл€м населенных пунктов.

2. ¬ соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации каждый, кто законно находитс€ на территории –оссийской ‘едерации, имеет право свободно передвигатьс€, выбирать место пребывани€ и жительства (стать€ 27, часть 1). —вобода выбора места жительства провозглашена и в ћеждународном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и  онвенции о защите прав человека и основных свобод (стать€ 2 ѕротокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4)  онституции –оссийской ‘едерации €вл€ютс€ составной частью правовой системы –оссийской ‘едерации.

»з статьи 27 (часть 1)  онституции –оссийской ‘едерации во взаимосв€зи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охран€етс€ законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоватьс€ и распор€жатьс€ им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, об€зывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепл€ющей защиту ќтечества в качестве долга и об€занности граждан –оссийской ‘едерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничиваетс€ его право на свободное передвижение и выбор места жительства.

»сход€ из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин посто€нно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 √  –оссийской ‘едерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, св€зываетс€ реализаци€ принадлежащих гражданину прав, а также исполнение об€зательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагаетс€, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое €вл€етс€ дл€ него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутстви€ намереваетс€ вернутьс€, и наличие права пользовани€ которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства.

ѕри осуществлении правового регулировани€ в указанной сфере федеральный законодатель св€зан также требовани€ми статьи 19 (часть 2)  онституции –оссийской ‘едерации, согласно которой государство об€зано гарантировать каждому равенство прав и свобод перед законом независимо от места жительства, и ее статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым цел€м.

 роме того, из конституционных принципов правового государства, справедливости и равенства всех перед законом и судом вытекает обращенное к законодателю требование определенности, €сности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулировани€. ѕо смыслу приведенной правовой позиции, изложенной  онституционным —удом –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 6 апрел€ 2004 года N 7-ѕ, принимаемые им законы должны быть определенными как по содержанию, так и по предмету, цели и объему действи€, а правовые нормы - сформулированными с достаточной степенью точности, позвол€ющей гражданину сообразовывать с ними свое поведение, как запрещенное, так и дозволенное. Ќепон€тное и противоречивое правовое регулирование порождает произвольное правоприменение, нарушающее эти конституционные принципы.

3. —тать€ 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" закрепл€ет основные пон€ти€, используемые дл€ целей данного ‘едерального закона. ≈е абзац второй, раскрыва€ содержание пон€ти€ "садовый земельный участок", определ€ет его целевое назначение - выращивание плодовых, €годных, овощных, бахчевых или иных сельскохоз€йственных культур и картофел€, а также отдых.
Ќазванна€ норма-дефиници€ воспринимаетс€ правоприменительной практикой как обладающа€ регул€тивными функци€ми, поскольку, указыва€ на целевое назначение садового земельного участка и одновременно - на отсутствие у гражданина права регистрации проживани€ в возводимом на нем жилом строении, предопредел€ет тем самым и целевое использование этого жилого строени€: оно предназначаетс€ дл€ отдыха и может быть, соответственно, только местом пребывани€, при том что возможность посто€нного проживани€ в нем не предусматриваетс€, но и не исключаетс€.

3.1. ƒо 1990 года на садовых земельных участках, исход€ из их целевого назначени€, могли возводитьс€ только одноэтажные летние садовые домики, размеры которых жестко нормировались типовыми уставами садоводческого товарищества (постановлени€ —овета ћинистров –—‘—– от 11 но€бр€ 1985 года N 517 и от 31 марта 1988 года N 112).
»зменени€ в отношени€х собственности, происшедшие в –оссийской ‘едерации и нашедшие отражение в российском законодательстве, повлекли изменени€ в статусе садовых земельных участков и расположенных на них жилых строений: «акон –—‘—– от 24 декабр€ 1990 года N 443-I "ќ собственности в –—‘—–" установил, что на территории –—‘—– отношени€ собственности на землю, предметы потреблени€ и иное имущество регулируютс€ законами –—‘—– (пункт 1 статьи 1), а количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином в соответствии с законом или договором, не ограничиваютс€ (пункт 2 статьи 10).
ѕрин€тым в 1994 году √ражданским кодексом –оссийской ‘едерации в соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации, в том числе с ее статьей 35, предусмотрено, что собственнику принадлежат права владени€, пользовани€ и распор€жени€ своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действи€, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охран€емые законом интересы других лиц (пункты 1 и 2 статьи 209); в собственности граждан может находитьс€ любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, наход€щегос€ в собственности граждан, не ограничиваютс€, за исключением случаев, когда такие ограничени€ установлены федеральным законом в цел€х защиты основ конституционного стро€, нравственности, здоровь€, прав и законных интересов других лиц, обеспечени€ обороны страны и безопасности государства (пункты 1 и 2 статьи 213).
√ражданское законодательство, таким образом, в новых социально-экономических услови€х не предполагает введение ограничений, касающихс€ предельных размеров жилых строений, возводимых на садовых земельных участках, однако требует при этом от собственника земельного участка соблюдени€ строительных норм и правил (пункт 1 статьи 263 √  –оссийской ‘едерации), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (—Ќиѕ 30-02-97 "ѕланировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и —ѕ 11-106-97 "–азработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").

3.2. «акрепивший общие начала правового регулировани€ жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере «акон –оссийской ‘едерации от 24 декабр€ 1992 года N 4218-I "ќб основах федеральной жилищной политики" определил жилищный фонд как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (стать€ 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строени€, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требовани€м нормативов, предъ€вл€емым к жилым помещени€м, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в пор€дке, установленном законодательством (часть треть€ статьи 9).

“ем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавша€ расположенные на садовых земельных участках строени€ - с учетом изменившегос€ потребительского назначени€ этих строений - в качестве жилых, а следовательно, не исключавша€ возможность посто€нного проживани€ в них и допускавша€ их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.

«акон –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" утратил силу с 1 марта 2005 года в св€зи с введением в действие ∆илищного кодекса –оссийской ‘едерации. ƒанный  одекс конкретизировал конституционно-правовое пон€тие "жилищный фонд" (стать€ 40, часть 3,  онституции –оссийской ‘едерации) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в пор€дке, установленном ѕравительством –оссийской ‘едерации. ¬о исполнение данного предписани€ было издано ѕоложение о государственном учете жилищного фонда в –оссийской ‘едерации (утверждено постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 13 окт€бр€ 1997 года N 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежити€, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома дл€ одиноких престарелых, дома-интернаты дл€ инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещени€, иные жилые помещени€ в других строени€х, пригодные дл€ проживани€.

¬ отличие от прежнего пор€дка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначени€ строени€, действующа€ в насто€щее врем€ система государственного учета жилищного фонда, исход€ из нового гражданского и жилищного законодательства –оссийской ‘едерации, в качестве критери€ называет фактическую пригодность жилого строени€ дл€ посто€нного проживани€ и тем самым не исключает возможность отнесени€ пригодных дл€ проживани€ жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.

3.3. ѕредоставл€€ собственнику земельного участка право возводить на нем здани€ и сооружени€, осуществл€ть их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, пункт 1 статьи 263 √  –оссийской ‘едерации одновременно об€зывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требовани€ пункта 2 статьи 260 данного  одекса об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

ћежду тем на назначении садовых земельных участков, наход€щихс€ на земл€х населенных пунктов, отразилось прин€тие «емельного кодекса –оссийской ‘едерации. —огласно его статье 85 в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохоз€йственного использовани€ (пункт 1), причем земельные участки в населенных пунктах в составе зоны сельскохоз€йственного использовани€ (в отличие от земель сельскохоз€йственного назначени€, предоставл€емых, как указано в статье 77, дл€ нужд сельского хоз€йства) используютс€ в цел€х ведени€ сельскохоз€йственного производства до момента изменени€ вида их использовани€ в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользовани€ и застройки (пункт 11).

— учетом того, что √радостроительный кодекс –оссийской ‘едерации (часть 2 статьи 35) позвол€ет включать в состав жилых зон зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, а также зоны жилой застройки иных видов, возникают практически идентичные правовые режимы земельных участков, предоставл€емых дл€ ведени€ садоводства и дл€ ведени€ дачного хоз€йства, на которых фактически возведены индивидуальные жилые дома.

3.4. ќдним из принципов, на которых основываетс€ «емельный кодекс –оссийской ‘едерации и иные акты земельного законодательства, €вл€етс€ принцип единства судьбы земельных участков и прочно св€занных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1). ќдновременно в земельном законодательстве и в законодательстве о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан сохранен принцип целевого использовани€ садового земельного участка, при том что гражданским и жилищным законодательством возможность использовани€ жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, цел€х, в том числе дл€ посто€нного или преимущественного проживани€, не исключаетс€.

¬ соответствии с «аконом –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" ‘едеральный закон "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строени€, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. ѕо смыслу абзаца второго статьи 1, такие жилые строени€ предназначаютс€ дл€ отдыха, при этом норма, закрепл€юща€ требование о первоочередном использовании садовых земельных участков дл€ осуществлени€ сельскохоз€йственной де€тельности, в действующем законодательстве отсутствует.

3.5. “аким образом, имеет место рассогласованность правовых норм, влекуща€ неопределенность в правовом регулировании института регистрации граждан по месту пребывани€ и по месту жительства.

4. ќдним из элементов правового статуса гражданина €вл€етс€ его право на выбор места жительства.
√ражданский кодекс –оссийской ‘едерации признает местом жительства гражданина место, где он посто€нно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определ€ет право свободного передвижени€, выбора места пребывани€ и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а ∆илищный кодекс –оссийской ‘едерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно наход€щиес€ на территории –оссийской ‘едерации, имеют право свободного выбора жилых помещений дл€ проживани€ в качестве собственников, нанимателей или на иных основани€х, предусмотренных законодательством.

4.1. «акон –оссийской ‘едерации от 25 июн€ 1993 года N 5242-I "ќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерации", регулирующий на федеральном уровне административно-правовые отношени€ по регистрации граждан по месту пребывани€ и по месту жительства, закрепл€ет в статье 3 об€занность граждан –оссийской ‘едерации регистрироватьс€ по месту пребывани€ и по месту жительства в пределах –оссийской ‘едерации.

¬ы€вл€€ конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 2 феврал€ 1998 года N 4-ѕ пришел к выводу, что регистраци€ не может использоватьс€ дл€ установлени€ системы контрол€ за законностью реализации прав и об€занностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждени€ и выступать в качестве меры ответственности в св€зи с незаконной реализацией прав.
” института регистрации имеетс€ специальна€ цель - административный учет, нос€щий уведомительный характер. —оответственно, ни «акон –оссийской ‘едерации "ќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерации", ни ѕравила регистрации и сн€ти€ граждан –оссийской ‘едерации с регистрационного учета по месту пребывани€ и по месту жительства в пределах –оссийской ‘едерации (утверждены постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 17 июл€ 1995 года N 713) не содержат оснований дл€ отказа в регистрации по месту жительства граждан.

»сключа€ ‘едеральным законом "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" право граждан на регистрацию в жилых строени€х, возведенных на садовых земельных участках, федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечени€ целевого назначени€ этих участков. ¬ результате такого использовани€ института регистрации оказалось - в нарушение статьи 55 (часть 3)  онституции –оссийской ‘едерации - несоразмерно ограничено право граждан на выбор места жительства.

ѕравоприменительные органы признают возможность регистрации граждан только в жилых домах, отказыва€ в регистрации в жилых строени€х. ћежду тем «акон –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики", предусматривавший право граждан, имеющих в собственности жилые строени€, которые расположены на садовых земельных участках и отвечают требовани€м нормативов, предъ€вл€емых к жилым помещени€м, переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, утратил силу. ќтсутствуют соответствующие нормативные положени€ и на уровне субъектов –оссийской ‘едерации и муниципальных образований. ѕри таких обсто€тельствах абзац второй статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" представл€ет собой формально-юридическое преп€тствие дл€ осуществлени€ конституционного права на выбор места жительства.

4.2. «акон –оссийской ‘едерации "ќ праве граждан –оссийской ‘едерации на свободу передвижени€, выбор места пребывани€ и жительства в пределах –оссийской ‘едерации" не св€зывает право на регистрацию по месту жительства ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с определенным целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено.

¬ соответствии с абзацем четвертым статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" дачные земельные участки, так же как и садовые земельные участки, предоставл€ютс€ гражданам или приобретаютс€ в цел€х отдыха, однако при этом не исключаетс€ возможность возведени€ на дачном земельном участке не только жилого строени€ без права регистрации проживани€ в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживани€ в нем.

— учетом изменени€ правового статуса садовых домиков, отражающего изменение их потребительского назначени€ в св€зи с отменой жестких нормативов в отношении возводимых жилых строений и означающего возможность посто€нного проживани€ в них, норма абзаца второго статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан", не предусматривающа€ в отличие от нормы абзаца четвертого той же статьи право регистрации проживани€ в жилом доме, каковым фактически может €вл€тьс€ жилое строение, расположенное на садовом земельном участке, т.е. ввод€ща€ дифференциацию граждан по признаку членства в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, равно определ€емых названным ‘едеральным законом как некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах дл€ содействи€ ее членам в решении общих социально-хоз€йственных задач ведени€ садоводства и дачного хоз€йства, противоречит конституционному принципу равенства.

4.3. “аким образом, норма абзаца второго статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" в системе правового регулировани€, характеризующегос€ рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позвол€ет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые посто€нно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строени€х, принадлежащих им на законных основани€х, пригодных дл€ посто€нного проживани€ и €вл€ющихс€ дл€ них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит стать€м 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3)  онституции –оссийской ‘едерации.

5.  ак следует из статьи 75 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный —уд –оссийской ‘едерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса определ€ет особенности исполнени€ вынесенного им итогового решени€.

¬ данном случае признание абзаца второго статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" не соответствующим  онституции –оссийской ‘едерации требует внесени€ изменений в названный ‘едеральный закон (стать€ 79 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации").

 роме того, следует учитывать, что утратил силу «акон –оссийской ‘едерации "ќб основах федеральной жилищной политики" и, соответственно, прин€тые в пор€дке конкретизации части третьей его статьи 9 нормативные акты субъектов –оссийской ‘едерации, в которых на основе федеральных критериев отнесени€ жилых строений к жилым домам устанавливались услови€ и пор€док переоформлени€ жилых строений, расположенных на садовых (дачных) земельных участках, в жилые дома.

“от факт, что ∆илищный кодекс –оссийской ‘едерации пр€мо не предусматривает возможность переоформлени€ жилых строений в жилые дома, не свидетельствует об изменении политики государства в области жилищных отношений, что подтверждает прин€тие ‘едерального закона от 30 июн€ 2006 года N 93-‘« "ќ внесении изменений в некоторые законодательные акты –оссийской ‘едерации по вопросу оформлени€ в упрощенном пор€дке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

»сход€ из того, что жилищное законодательство €вл€етс€ сферой совместного ведени€ –оссийской ‘едерации и субъектов –оссийской ‘едерации (стать€ 72, пункт "к" части 1,  онституции –оссийской ‘едерации), субъекты –оссийской ‘едерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив пор€док признани€ жилых строений на садовых земельных участках пригодными дл€ посто€нного проживани€, а органы местного самоуправлени€ - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 √радостроительного кодекса –оссийской ‘едерации, правила землепользовани€ и застройки.

ѕри этом не исключаетс€ возможность введени€ субъектами –оссийской ‘едерации указанного правового регулировани€ в опережающем пор€дке. ƒо прин€ти€ соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными дл€ посто€нного проживани€ может осуществл€тьс€ судами общей юрисдикции в пор€дке установлени€ фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 √ѕ  –оссийской ‘едерации).

»сход€ из изложенного и руководству€сь част€ми первой и второй статьи 71, стать€ми 72, 74, 75, 79 и 100 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный —уд –оссийской ‘едерации
постановил:

1. ѕризнать не соответствующим  онституции –оссийской ‘едерации, ее стать€м 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 ‘едерального закона "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" в той части, в какой им ограничиваетс€ право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном дл€ посто€нного проживани€ жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относитс€ к земл€м населенных пунктов.

2. ƒела граждан Ѕулах “амары »вановны и —укачева ¬иктора ƒмитриевича, Ўулевки √алины ‘едоровны и Ўулевки »вана ¬асильевича, Ўулевки јндре€ ёрьевича, Ўулевки »рины Ѕорисовны и Ўулевки ёри€ »вановича подлежат пересмотру в установленном пор€дке.

3. Ќасто€щее ѕостановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашени€, действует непосредственно и не требует подтверждени€ другими органами и должностными лицами.

4. —огласно статье 78 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации" насто€щее ѕостановление подлежит незамедлительному опубликованию в "–оссийской газете" и "—обрании законодательства –оссийской ‘едерации". ѕостановление должно быть опубликовано также в "¬естнике  онституционного —уда –оссийской ‘едерации".

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации
N 7-ѕ

 

назад





–Р–Т–Ґ–Ю–†–Ш–Ч–Р–¶–Ш–ѓ
E-Mail:
ѕароль:
| «арегистрироватьс€

–Ъ–£–Я–Ы–Ѓ - –Я–†–Ю–Ф–Р–Ь
ѕодать объ€вление її

ƒата: 20.09.2017
ћосква, поселение  лЄновское с. лЄново, ¬аршавское шоссе 32 км. от ћ јƒ.10 соток. Ќа участке находитс€ старенький дом 62кв.м. (оформленный как хоз. блок) участок ровный, огорожен, свет по границе. —оседи построены живут посто€нно, дорога хороша€. –азвита€ инфраструктура, в шаговой доступности: магазины, школа, аптека, рынок, удобное транспортное сообщение. »∆—. ћосковска€ прописка. 2200000руб.€
“ел.: 89104156742

ƒата: 20.09.2017
ѕродаю двухкомнатную квартиру на 8 этаже 9-ти этажного панельного дома, г. ѕодольск, ќкт€брьский проспект, д. 2¬ 54/31/9,большие изолирован. комнаты, с.узел разд. во всей квартире установлены стеклопакеты, просторна€ застекл. лоджи€, остаетс€ вс€ мебель.  вартира в хорошем состо€нии. „истый и аккуратный подъезд. ¬с€ развита€ инфраструктура расположена в шаговой доступности от дома (школы, дет.сады, магазины, рынок, поликлиника, банки, торгово-развлекательные центры, спорт. комплексы и т.д.), удобное транспортное сообщение с ћосквой (м. Ѕ-р ƒм. ƒонского, м. ёжна€), автобусы и троллейбусы до ж.д станции ѕодольск. „иста€ продажа, возможна ипотека. 3 750 000 руб.
“ел.: 89104156742

ƒата: 20.09.2017
¬ парковом микр. продаетс€ 3-х комнатна€ квартира на 6 этаже 9- этажного кирпичного дома, общей площадью 72 кв.м., жила€ площадь 47 кв.м. кухн€ 9 кв.м.  омнаты большие раздельные, квартира распошонка , на две стороны. —анузел раздельный , коридор большой, лоджи€ застеклен, плита газ, окна пластик, телефон, интернет, домофон, железна€ дверь. –€дом с домом развлекательные атракционы, а также парк ,лицей, садики , поликлинника, детска€ площадка. ¬ пешей доступности станци€ ѕодольск, магазины , гипермаркеты. ќтлична€ транспортна€ доступность до метро.¬ собственности более 5 лет. ¬зрослый собственник. 5700 000руб.€
“ел.: 89104156742

¬сего объ€влений: 2736

–°–Ю–Т–Х–Ґ –Ф–Э–ѓ















–Я–Ю–Ы–Х–Ч–Э–Ю –Ч–Э–Р–Ґ–ђ
Ѕассейн в загородном доме становитс€ нормой жизни. ¬ услови€х российского климата целесообразно строить закрытые бассейны в отдельном здании, либо в пристроенном к основному зданию помещению, поскольку дл€ его эксплуатации необходимы особа€ система гидроизол€ции и вентил€ции. ѕомните, к строительству и дальнейшему содержанию бассейна необходимо подходить с большой ответственностью, т.к. бассейн - достаточно сложное инженерное сооружение, которое должно в первую очередь отвечать требовани€м безопасности, а не эстетическому вкусу или предпочтени€м клиента.

–Т—Б–µ –њ—А–∞–≤–∞ –њ—А–Є–љ–∞–і–ї–µ–ґ–∞—В mykooperativ.ru ¬© 2021
–Я—А–Є –Є—Б–њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞–љ–Є–Є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї–Њ–≤ —Б–∞–є—В–∞ –њ—А—П–Љ–∞—П —Б—Б—Л–ї–Ї–∞ –љ–∞ mykooperativ.ru –Њ–±—П–Ј–∞—В–µ–ї—М–љ–∞
–Я–∞—А—В–љ–µ—А–∞–Љ: –Њ–±–Љ–µ–љ —Б—Б—Л–ї–Ї–∞–Љ–Є, –љ–∞–њ–Є—Б–∞—В—М –љ–∞–Љ –њ–Є—Б—М–Љ–Њ
–†–∞–Ј—А–∞–±–Њ—В–Ї–∞: Sunny Design ¬© 2006